Бест Бухшоп - лучший интернет магазин для бухгалтеров с бесплатной доставкой по всему миру!
Наш магазин продает книги и журналы по бухгалтерскому учету. Наши издания признаны самыми лучшими и актуальными.
Они помогают в работе огромному количеству бухгалтеров, благодаря им вы сократите поиск нужной информации и
будете быстро и легко решать все рабочие вопросы. У нас самые низкие цены и огромное количество скидок и акций.

Особенности налогообложения посреднических договоров

21.11.2016

Теги: Бухгалтерсий учет, Новости по бухгалтерскому учету, Новости по бухучету, Обучение бухучету, Статьи для бухгалтеров, Статьи по бухучету



Посреднические договоры могут быть 2-ух видов: по типу «поручения» и по типу «комиссии». Несомненно, стоит упомянуть то, что в первом случае посредник, стало быть, действует от имени и за счет клиента.

Во 2-м случае посредник действует от собственного имени, но за счет клиента. Мало кто знает то, что налоговые последствия контракта зависят от его вида.

И даже не надо и говорить о том, что так, ежели контракт первого типа, то счета-фактуры наконец-то выставляет доверитель (принципал) третьему лицу без роли посредника. Ежели же это контракт второго типа, тогда посредник, как заведено, впрямую задействован в этом процессе. Разобраться в, как мы с вами постоянно говорим, налоговых тонкостях для вас наконец-то поможет создатель.

Существует несколько видов посреднических договоров: поручения, комиссии и агентирования. Все эти договоры как бы объединяет то, что посредник постоянно, в конце концов, действует в чужих интересах и за чужой счет. И даже не надо и говорить о том, что за это он получает вознаграждение от клиента. Мало кто знает то, что в договоре поручения как бы такового клиента именуют доверителем, в договоре комиссии — комитентом, а в агентском договоре — принципалом. И действительно, соответственно, посредников именуют поверенным, комиссионером либо агентом.

Контракт поручения

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется так сказать совершить от имени и за счет иной стороны (доверителя) определенные юридические деяния (п. 1 ст. 971 ГК РФ). Само-собой разумеется, права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, появляются конкретно у доверителя. Надо сказать то, что но при всем этом доверитель не может повсевременно контролировать деяния собственного поверенного.

Возможно и то, что в этом и заключается изюминка контракта поручения — дела сторон носят лично-доверительный нрав, а в его базе лежит высочайшая степень доверия. Несомненно, стоит упомянуть то, что о этом свидетельствует и возможность одностороннего отказа от выполнения контракта без указания соответственных обстоятельств.

На практике постоянно следует пристально также относиться к оформлению доверенности, в какой верно и тщательно должны быть описаны возможности поверенного, также наиболее детально регламентировать основания прекращения контракта поручения.

Поверенный должен исполнить поручение, данное ему доверителем, лично и в согласовании с указаниями крайнего. Возможно и то, что поверенный вправе отойти от указаний, ежели это делается в интересах доверителя, но при всем этом не выходя за рамки возможностей, определяемых доверенностью.

Гражданский кодекс верно устанавливает два варианта, когда при невозможности лично осуществлять действие поверенный может возложить выполнение поручения на собственного заместителя:

Но в этих вариантах за доверителем также сохраняется право отвода избранного, как большая часть из нас постоянно говорит, поверенным заместителя. Очень хочется подчеркнуть то, что не считая того, поверенный отвечает перед своим доверителем за выбор заместителя (включая возмещение вероятных убытков, причиненных обнаружившейся неудачей выбора), ежели лишь сам доверитель прямо не указал в договоре либо в доверенности, как заведено выражаться, возможного заместителя и никакого выбора у поверенного не было.

Контракт комиссии

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению иной стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну либо несколько сделок от собственного имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Комиссионер совершает сделки от собственного имени, но за как бы счет комитента, а все права и обязанности по договору появляются у комиссионера. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что это и является отличительной чертой контракта комиссии. Не для кого не секрет то, что при всем этом комиссионер должен наконец-то исполнить, как все говорят, принятые на себя обязанности на более выгодных для комитента критериях и в согласовании с его указаниями.

Отличия контракта комиссии от контракта поручения

Во-1-х, комиссионер по договору комиссии действует от собст­венного имени, а поверенный по договору поручения — от имени поручителя. Таковым образом, поверенный является прямым представителем, а комиссионер — косвенным.

Во-2-х, комиссионер наиболее волен в выборе метода выполнения поручения комитента, чем поверенный по договору поручения. Необходимо подчеркнуть то, что отступления комиссионера от указаний комитента могут привести либо к получению доборной выгоды, либо к появлению убытков. При получении выгоды она делится меж комитентом и комиссионером поровну, а в случае появления убытков они так сказать погашаются за счет средств комиссионера.

В-3-х, контракт комиссии в неотклонимом порядке является возмезд­ным (ст. 991 ГК РФ). Надо сказать то, что при всем этом ежели контракт комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер также сохраняет право на комиссионное вознаграждение, также на возмещение, как мы привыкли говорить, понесенных расходов. Все давно знают то, что контракт поручения, в зависимости от того, к какому соглашению пришли стороны, быть может как возмездным, так и, как заведено выражаться, безвозмездным.

Контракт агентирования

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению иной стороны (принципала) юридические и другие деяния от собственного имени, но за наконец-то счет принципала или от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Основная изюминка агентского контракта состоит в том, что он может строиться как по принципу контракта комиссии, так и по принципу контракта поручения. В случае ежели агентский контракт строится по принципу контракта поручения, то к нему используются правила, установленные главой 49 ГК РФ «Договор поручения». Для агентских договоров с элементами контракта комиссии, наконец, используются правила, определенные главой 51 ГК РФ «Договор комиссии».

Поверенный действует лишь от имени доверителя, комиссионер — от собственного собственного имени. Существенное отличие агентского контракта от договоров поручения и комиссии состоит в том, что в агентском договоре возможны оба варианта, также их сочетание.

Агентский контракт быть может заключен как на определенный срок, так и без определения срока. Необходимо отметить то, что ежели срок в договоре не определен, то любая из сторон вправе в хоть какое время как бы отрешиться от контракта.

Согласно статьям 974 и 999 Гражданского кодекса РФ поверенный (комиссионер, агент) должны по выполнении поручения передавать доверителю (комитенту, принципалу) все приобретенное по сделкам, совершенным во выполнение поручения.

На практике нередко возникает вопросец о сроках таковой передачи. Надо сказать то, что значит ли таковая формулировка, что приобретенное по сделкам обязано быть передано по мере реализации и поступления денег на, в конце концов, счет посредника либо идет речь о окончании срока деяния контракта?

Как надо из смысла указанных статей, при отсутствии соглашения сторон о ином посредник должен перечислять доверителю (комитенту, принципалу) суммы, вырученные от реализации продуктов, работ, услуг, по мере их поступления, а не по результатам выполнения посреднического контракта в полном объеме.

В согласовании с пт 9 информационного письма Президиума ВАС от 17 ноября 2004 г. № 85 обязательство по перечислению выручки комитенту комиссионер должен исполнить на последующий день опосля того, как он вызнал либо был должен выяснить о поступлении выручки на его счет.

Неисполнение обязанностей как бы такового рода влечет признание просрочки выполнения комиссионером собственных обязанностей по сделке и штрафные санкции, предусмотренные как самим контрактом, так и статьей 395 Гражданского кодекса РФ. Обратите внимание на то, что то же самое можно распространить и на агентский контракт и контракт поручения.

В согласовании со статьями 974, 999, 1008 Гражданского кодекса РФ поверенный, комиссионер, агент по выполнении поручения должны ­представлять отчеты.

На практике налоговые органы требуют от посредников составление актов, считая, что все расходы на работы и сервисы должны быть доказаны актами приемки-передачи, и ничем другим. При всем этом налоговые инспекторы ссылаются на пункт 2 статьи 272 Налогового кодекса РФ. В итоге личные предприниматели, выполняющие функции посредников, обязаны заместо отчетов оформлять акты.

С иной стороны, налоговые органы, не обнаружив отчетов посредников, пробуют переквалифицировать посреднические договоры в другие, к примеру, в договоры купли-продажи.

Выход из данной нам ситуации есть: нужно верно озвучить в договоре, что отчеты поверенного (комиссионера, агента) будут оформляться в виде актов. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что это полностью допустимо, потому что форма и содержание отчетов — вольные. Всем известно о том, что для наглядности в качестве приложения к посредническому договору можно приложить эталон акта-отчета.

Наиболее тщательно о посреднических договорах читайте в статье Д.В. Очень хочется подчеркнуть то, что белоусовой «Сравнительный анализ посреднических договоров» на стр. 11 журнальчика «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ» № 11 за 2006 г.

Индивидуальности налогообложения операций по посредническим договорам

Исходя из сравнительного анализа посреднических договоров, их условно можно подразделить на 2 группы:

1-ая группа — посреднические договоры по типу «поручения»: посредник действует от имени клиента и за счет клиента. Клиент опосредованно участвует во всех операциях. Сюда относятся контракт поручения и агентский контракт, построенный по принципу контракта поручения.

2-ая группа — посреднические договоры по типу «комиссии»: посредник действует от собственного имени, но за счет клиента. Несомненно, стоит упомянуть то, что сюда относятся контракт комиссии и агентский контракт, построенный по принципу контракта комиссии.

В данном случае комитент (принципал) несколько отстранен от процесса реализации продуктов, работ, услуг. Само-собой разумеется, он поставлен в зависимость от комиссионера (агента), так как деяния, совершаемые посредником, манят для комитента (принципала) налоговые последствия.

При всем этом Гражданский кодекс не содержит никаких положений о извещении посредником комитента (агента) о проведенных им операциях. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что такое требование содержится в Налоговом кодексе — посредник должен известить комитента (принципала) о факте реализации в течение 3-х дней с момента окончания отчетного периода (ст. 316 НК РФ). На основании даты, указанной в этом извещении, комитент (агент) и описывает дату реализации.

В практической деятельности стороны, обычно, без помощи других предугадывают в посреднических договорах немедленное уведомление комитента (принципала) о фактах, которые имеют для него налоговые по­следствия, также определяют сроки, регулярность, метод представления инфы, требования к содержанию извещений.

Налог на доходы физических лиц

Размер вознаграждения в договоре быть может установлен в виде фиксированной суммы, процента от стоимости реализованного продукта либо как разница в его стоимости.

За оказываемые посреднические сервисы доверитель должен уплатить, как большая часть из нас постоянно говорит, поверенному вознаграждение, ежели это предвидено законом, другими правовыми актами либо контрактом поручения (ст. 972 ГК РФ).

Согласно пт 1 статьи 990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению иной стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну либо несколько сделок от собственного имени, но за счет комитента. По агентскому договору агент по поручению принципала, стало быть, совершает за вознаграждение юридические и другие деяния от собственного имени, но за как раз счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таковым образом, доходом поверенного, комиссионера и агента является вознаграждение за сервисы, оказываемые ими доверителю, комитенту либо прин­ципалу.

Всем известно о том, что это положение распространяется и на личных бизнесменов, оказывающих сервисы по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам, так как предпринимательская деятельность личных бизнесменов, как и предпринимательская деятельность организаций, регулируется гражданским законодательством (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Доходы, приобретенные личным бизнесменом от воплощения посреднической деятельности, облагаются налогом на доходы физических лиц в обыкновенном порядке, предусмотренном главой 23 Налогового кодекса РФ, другими словами по ставке 13 процентов.

Следовательно, и для целей налогообложения НДФЛ вознаграждение, приобретенное личным бизнесменом от оказания услуг по договору поручения, комиссии либо агентскому договору, в согласовании со статьей 210 Налогового кодекса РФ, рассматривается как доход.

Поступление имущества в рамках посреднического контракта не признается доходом посредника — личного бизнесмена. Необходимо отметить то, что минфин Рф в письме от 24 мая 2005 г. № 03–03–02–05/23 советует при определении доходов личных бизнесменов, подлежащих налогообложению, управляться гражданским законодательством. В согласовании со статьями 971, 990, 1005 Гражданского кодекса РФ по­средник обязуется совершить определенные юридические деяния и сделки за счет иной стороны (доверителя, комитента, принципала).

Таковым образом, имущество (включая деньги), поступившее персональному бизнесмену в связи с исполнением обязанностей по посредническому договору, также в счет возмещения издержек, сделанных им за доверителя (комитента, принципала), ежели такие издержки не подлежат включению в состав их расходов, к доходам от ­предпринимательской деятельности не относятся.

Есть два варианта получения посредником собственного вознаграждения:

При исчислении, как всем известно, налоговой базы доходы, приобретенные от предпринимательской деятельности, уменьшаются на суммы практически сделанных и документально подтвержденных расходов, конкретно связанных с извлечением доходов (проф налоговые вычеты).

Вообразите себе один факт о том, что не считая, как люди привыкли выражаться, того, в состав расходов, в конце концов, врубается также уплаченный единый соц налог (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2006 г. по делу № Ф08–1488/2006–610А).

При всем этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком без помощи других в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному, как многие выражаются, главой 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».

Расходы личного бизнесмена на реализацию по­среднического контракта так сказать компенсируются ему доверителем (комитентом, принципалом). Всем известно о том, что в то же время, ежели посредник в рамках посреднического контракта осуществляет расходы, не как бы возмещаемые доверителем (комитентом, принципалом), то такие расходы посредник вправе включить в состав проф вычетов по НДФЛ (постановление ФАС, как все знают, Волго-Вятского округа от 12 октября 2004 г. по делу № А79–2020/2004-СК1–20200).

Возможно и то, что подобная позиция изложена и в письмах Минфина Рф от 24 июля 2006 г. № 03–03–04/2/604, от 16 февраля 2006 г № 03–03–04/1/117. При всем этом указанные расходы должны отвечать требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ о обоснованности и документальном доказательстве.

К примеру, контрактом комиссии предусмотрена обязанность организации-комитента так сказать возмещать персональному предпринимателю-комиссионеру расходы, связанные с хранением продуктов. Суммы арендной платы, перечисленные комитентом арендодателю на основании контракта аренды склада, заключенного комиссионером, не могут рассматриваться как доход комиссионера.

Данные суммы не являются объектом налогообложения по НДФЛ, так как личный предприниматель-комиссионер, заключивший от собственного имени контракт аренды склада, указанные суммы от организации-комитента не получал.

Ежели же личный бизнесмен не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с его предпринимательской деятельностью, проф налоговый вычет делается в размере 20 процентов общей суммы доходов, приобретенной от предпринимательской деятельности (ст. 221 НК РФ).

В этом случае, ежели личный бизнесмен как раз является комитентом (принципалом), налогооблагаемая база по НДФЛ от реализации продуктов с внедрением посредника формируется у него в обыкновенном порядке. Очень хочется подчеркнуть то, что суммы вознаграждений, выплачиваемых посредникам, учитываются в составе проф вычетов по НДФЛ.

Налог на добавленную стоимость

Личные предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на базе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (либо всех других подобных доходов) при выполнении таковых договоров (ст. 156 НК РФ).

Таковым образом, налогооблагаемой базой по НДС у посредника будет являться лишь сумма его вознаграждения за выполнение посреднического контракта.

В налоговую базу не врубаются:

Расчеты с бюджетом по указанным суммам должен провести сам заказчик.

Сформированная личным бизнесменом налоговая база по НДС также облагается по ставке в размере 18 процентов вне зависимости от того, по какой ставке подлежит налогообложению сам реализуемый продукт, работа, услуга.

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что ндс с суммы вознаграждения посредника, установленного в процентах от суммы совершенной сделки, также доп доходов посредника, определяется расчетным методом по налоговой ставке 18/118 (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Ежели посредник участвует в расчетах и удерживает суммы собственного вознаграждения из поступивших от покупателей средств, их нужно включить в, как все знают, налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в каком они получены (письмо Минфина Рф от 5 августа 2005 г. № 03–04–08/215).

НДС, уплаченный по расходам, которые по условиям контракта не возмещаются комитентом (принципалом), посредник — личный бизнесмен также может принять к вычету.

В случае ежели продукты, работы, сервисы доверителя (комитента, принципала) освобождены от уплаты НДС, на вознаграждение посредника данная льгота не распространяется (п. 2 ст. 156 НК РФ).

Исключение составляют только некие виды продуктов (работ, услуг), такие, как предоставление в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, реализация мед продуктов, ритуальных услуг, изделий народных как бы художественных промыслов (письмо Минфина Рф от 21 марта 2006 г. № 03–04–07/04).

Ежели личный бизнесмен как раз оказывает посреднические сервисы иностранным фирмам, то данные сервисы подлежат обложению НДС по ставке налога в размере 18 процентов. Соединено это с тем, что местом воплощения деятельности посредника признается территория Русской Федерации (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

С 1 января 2006 г. посредников наделили очередной обязанностью. Согласно новейшей редакции статьи 161 Налогового кодекса РФ список, как большая часть из нас постоянно говорит, налоговых агентов дополнен организациями и персональными бизнесменами, осуществляющими посредническую деятельность.

Мало кто знает то, что эта обязанность, мягко говоря, распространяется на те случаи, когда посредник заключил контракт поручения, комиссии либо агентирования с иностранным лицом, не состоящим на учете в русском налоговом органе в качестве налогоплательщика. При реализации продуктов, принадлежащих данному иностранному лицу, посредник — личный бизнесмен должен как бы уплатить в бюджет сумму НДС, предъявленную покупателям продуктов на местности РФ.

При всем этом налоговой базой будет считаться стоимость, как все знают, продаваемых продуктов без включения в их НДС, но с учетом акцизов (ежели они есть). Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что ндс начисляется при отгрузке (другими словами при реализации продуктов покупателям). В отличие от налогового агента, приобретающего продукты у иностранца по договору поставки, принять к вычету сумму НДС из бюджета, уплаченную за иностранного комитента (доверителя, принципала), личный ­предприниматель не сумеет (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Нередко на практике, наконец, возникает ситуация, когда предоплата от покупателя поступает на счет посредника в одном налоговом периоде, а отгрузку продуктов посредник производит в последующем периоде. Не для кого не секрет то, что при всем этом посредник удерживает свое вознаграждение из приобретенных им сумм от покупателей. Все знают то, что выходит, что посредник должен будет уплатить НДС в периоде получения аванса (п. 1 ст. 156, п. 1 ст. 167 НК РФ).

Чтоб избежать данной ситуации, нужно в посредническом договоре верно указать, что комитент (принципал) оплачивает сервисы по­средника на момент отгрузки продуктов покупателям, к примеру, в процентах от суммы поставки. Всем известно о том, что таковая формулировка контракта дозволяет не платить НДС, так как к посреднику на счет так сказать поступили авансовые платежи для комитента (принципала).

Потому налоговая база по НДС возникает у комиссионера лишь в момент получения вознаграждения, другими словами опосля отгрузки продуктов. До момента отгрузки продуктов посредническое вознаграждение считается невыплаченным, пока покупателю не отгружен продукт (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2004 г. по делу № А19–12348/03–43-Ф02–484/04-С1).

Порядок выставления счетов-фактур по посредническим операциям

Ежели стороны заключили контракт поручения (либо агентский контракт по типу поручения), то посредник как раз действует от имени доверителя (принципала) и счета-фактуры, соответственно, выставляются доверителем (принципалом) на имя третьего лица (покупателя), минуя агента, с регистрацией их в Книжке продаж (п. 24 Правил ведения журналов учета приобретенных и выставленных счетов-фактур, Книжек покупок и Книжек продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

Несколько другой порядок выставления счетов-фактур действует в рамках контракта комиссии (агентирования по типу комиссии).

При реализации продукта комитента (принципала) посредник выписывает два экземпляра счета-фактуры от собственного имени. 1-ый экземпляр передается покупателю, 2-ой хранится у посредника, в Книжке продаж этот счет-фактура не регится, а просто, стало быть, подшивается в журнальчик ­регистрации выставленных счетов-фактур.

Реквизиты выставленного на имя покупателя счета-фактуры посредник показывает в собственном отчете по выполнению посреднического контракта перед комитентом (принципалом). Обратите внимание на то, что комитент (принципал) в течение 5 дней со дня отгрузки продукта дублирует эту операцию счетом-фактурой от собственного имени за своим номером на имя посредника в 2-ух экземплярах (письмо МНС Рф от 17 сентября 2004 г. № 03–1–08/2029/16@). Один экземпляр комитент (принципал) передает посреднику, а 2-ой регистрирует в книжке продаж и хранит в журнальчике приобретенных счетов-фактур (п. 3 Правил).

Посредник не регистрирует у себя в книжке покупок приобретенный счет-фактуру (п. 11 Правил), но хранит его в журнальчике учета приобретенных счетов-фактур (п. 3 Правил).

Таковым образом, факт реализации для целей налогообложения НДС отражает собственник проданного продукта — комитент (принципал). А посредник в собственной книжке продаж как раз указывает счет-фактуру на сумму собственного вознаграждения за посреднические сервисы (п. 24 Правил).

Каких-то особенностей в порядке выставления посредником счетов-фактур на суммы вознаграждения, стало быть, Правила не содержат. Все знают то, что на сумму вознаграждения посредник выставляет комитенту (принципалу, доверителю) отдельный счет-фактуру по посредническому договору. Всем известно о том, что этот счет-фактура регится у посредника в установленном порядке в Книжке продаж, а у комитента (принципала, доверителя) — в Книжке покупок.

В то же время посредник может указать сумму собственного вознаграждения в одном счете-фактуре совместно со стоимостью обретенных для комитента (принципала, доверителя) продуктов, работ, услуг отдельными строчками с указанием соответственных сумм НДС.

Трудности «таможенного» НДС

НДС, уплаченный при ввозе продуктов из-за границы, в согласовании с пт 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, можно принять к вычету.

Но официального списка документов, на основании которых русский импортер может применить вычет по НДС, уплаченному на таможне посредником, не существует.

Налоговые органы считают, что комитент (принципал) вправе произвести как бы вычет «таможенного» НДС на основании счета-фактуры, выставленного на его имя посредником. При этом выделенный в этом документе налог должен соответствовать сумме, указанной в таможенной декларации (письмо УФНС Рф по г. Москве от 8 декабря 2004 г. № 24–11/79072).

А по мнению Минфина Рф, изложенному в письме от 23 марта 2006 г. № 03–04–08/67, опосля постановки ввезенного продукта на учет комитент (принципал) может принять к вычету НДС на основании таможенной декларации (ее копии) и документов, подтверждающих уплату посредником налога на таможне.

Очень хочется подчеркнуть то, что следовательно, посреднику при осуществлении, как всем известно, привезенных из других стран операций нужно непременно прилагать к собственному отчету, как всем известно, таможенную декларацию либо ее копию.

Ежели посредник на упрощенной системе налогообложения

Отдельного рассмотрения просит ситуация, когда посредник — личный бизнесмен как бы применяет упрощенную систему налогообложения, а его комитент (принципал) находится на общей системе налогообложения.

Деньги, приобретенные от комитента (принципала, доверителя), кроме посреднического вознаграждения, не являются доходом не учитываются посредником для исчисления, как большинство из нас привыкло говорить, налоговой базы. Все давно знают то, что статьей 346.15 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения доходов, в согласовании с которым при определении объекта налогообложения «упрощенцы» не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ.

А подпунктом 9 пт 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, мягко говоря, установлено, что при определении, как мы привыкли говорить, налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая деньги), поступившего комиссионеру, агенту и (либо) иному поверенному в связи с исполнением обязанностей по договору комиссии, агентскому договору либо другому аналогичному договору, кроме вознаграждения поверенного. Необходимо подчеркнуть то, что данная позиция, наконец, подтверждается также письмами Минфина Рф от 3 мая 2005 г. № 03–03–02–04/1/113 и от 26 мая 2005 г. № 04–02–05/2/24.

При всем этом не имеет значения, где находятся деньги: на счету посредника — личного бизнесмена либо были перечислены комитенту (принципалу, доверителю). Даже в этом случае, ежели посредник употребляет, как большая часть из нас постоянно говорит, приобретенные деньги в собственных целях для воплощения собственной, как мы привыкли говорить, хозяйственной деятельности, они не могут быть признаны его доходом.

Деньги не являются персонально, как все знают, определенными вещами, потому, будучи переведенными комитентом (принципалом, доверителем) на расчетный счет посредника, они смешиваются с его своими, как люди привыкли выражаться, валютными средствами. Мало кто знает то, что соответственно, посредник распоряжается всей, как заведено, суммой денег, находящейся на его расчетном счете (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 мая 2006 г. по делу № А52–6115/2005/2).

Но при всем этом не следует забывать, что у посредника существует обязанность передать деньги комитента (принципала, доверителя) в согласовании с критериями посреднического контракта либо по его требованию.

При применении упрощенной системы налогообложения личный бизнесмен не признается плательщиком НДС. Но, невзирая на это, он должен выставлять на имя покупателей счета-фактуры с учетом налога на добавленную стоимость и передавать реквизиты этих счетов-фактур собственному комитенту (принципалу). Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что такую позицию не один раз высказывал Минфин Рф в собственных письмах (см., к примеру, письмо от 22 марта 2005 г. № 03–04–14/03). Но таковой порядок дизайна счетов-фактур не приводит к обязанности посредника уплачивать НДС в бюджет по реализуемым им товарам комитента.

Что все-таки касается собственного собственного посреднического вознаграждения, то на его сумму посредник счет-фактуру выставлять комитенту (принципалу) не должен (письмо Минфина Рф от 5 мая 2005 г. № 03–04–11/98).

Аналогичный порядок действий будет и у посредника — личного бизнесмена, переведенного на уплату одного налога на вмененный доход (ЕНВД). Так разъяснил Минфин Рф в письме от 13 мая 2005 г. № 03–06–05–04/124.

Ежели личный бизнесмен, применяющий упрощенную систему налогообложения, является комитентом (принципалом), он при определении объекта налогообложения также учитывает доходы по правилам статей 249 и 250 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Все давно знают то, что при всем этом доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются. Избранный личным бизнесменом объект налогообложения — «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов», — в данном случае роли не играет.

При всем этом комиссионное вознаграждение, уплаченное комиссионеру (агенту) по договору комиссии (агентирования), является составной частью этих доходов вне зависимости от того, уплачивается ли оно опосля совершения сделки (сделок) либо посредник без помощи других его удерживает из доходов, поступающих персональному бизнесмену.

Ежели посредник на ЕНВД

Порядок действий в отношении определения доходов и выставления счетов-фактур у посредника — личного бизнесмена, переведенного на уплату одного налога на вмененный доход (ЕНВД), аналогичен тому, который применяется посредниками на упрощенной системе. Так разъяснил Минфин Рф в письме от 13 мая 2005 г. № 03–06–05–04/124.

Большая часть посредников осуществляет розничную торговлю продуктами, принадлежащими комитенту (принципалу, доверителю). А в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала менее 150 кв. м., согласно статье 346.26 Налогового кодекса РФ, должен применяться ЕНВД. Мало кто знает то, что в данной для нас связи на практике возникает много вопросцев по тому, какую систему налогообложения должен использовать посредник.

Данную ситуацию разъяснил Минфин Рф в собственных письмах от 6 декабря 2005 г. № 03–11–04/3/160 и от 13 мая 2005 г. № 03–06–05–04/124. Спецы, как заведено выражаться, денежного ведомства пришли к мнению, что из статьи 990 Гражданского кодекса РФ следует, что комитент не осуществляет фактическую розничную торговлю и потому он не быть может признан налогоплательщиком по одному налогу на вмененный доход.

А вот что касается деятельности комиссионера по осуществлению розничной торговли, то она, мягко говоря, подлежит обложению единым налогом на вмененный доход лишь в этом случае, ежели комиссионер как раз осуществляет указанную деятельность на местности тех объектов организации торговли, которые принадлежат либо также употребляются им в предпринимательской деятельности на правовых основаниях (собственность, аренда и т.п.).

Несомненно, стоит упомянуть то, что в этом случае, когда комиссионер осуществляет розничную торговлю в помещении, принадлежащем комитенту, данная предпринимательская деятельность подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (либо с применением упрощенной системы налогообложения).

Другими словами ежели комиссионер осуществляет деятельность от собственного имени и в помещении комитента, то никто из их не так сказать будет платить ЕНВД.

Иная ситуация, по мнению профессионалов Минфина Рф, складывается, ежели стороны употребляют агентский контракт по типу поручения. Надо сказать то, что доходы, извлекаемые принципалом от розничной торговли, осуществляемой агентом от имени и за счет принципала через свой либо арендуемый принципалом на правовых основаниях объект организации торговли, подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход. При всем этом налогообложение доходов агента обязано, наконец, производиться в общеустановленном порядке (либо с применением упрощенной системы налогообложения).

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий



Список сравнения пуст
Список пуст
Почта   Подпишись на       нашу рассылку!
Информация


Введите капчу


Все бренды:

Best Buhshop


Гарантия качества
Календарь бухгалтера