Бест Бухшоп - лучший интернет магазин для бухгалтеров с бесплатной доставкой по всему миру!
Наш магазин продает книги и журналы по бухгалтерскому учету. Наши издания признаны самыми лучшими и актуальными.
Они помогают в работе огромному количеству бухгалтеров, благодаря им вы сократите поиск нужной информации и
будете быстро и легко решать все рабочие вопросы. У нас самые низкие цены и огромное количество скидок и акций.

Учет компенсаций ГСМ

29.05.2017

Теги: Бухгалтерсий учет, Новости по бухгалтерскому учету, Новости по бухучету, Обучение бухучету, Статьи для бухгалтеров, Статьи по бухучету



Для, как все говорят, того чтоб издержки на ГСМ можно было признать в налоговых расходах, недостаточно 1-го факта приобретения топ­лива. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что как указывает практика, налоговые органы требуют наличия путевых листов. Всем известно о том, что как правомерен таковой подход контролирующих органов? Давайте, стало быть, разбираться.

По общему правилу для целей налогообложения прибыли расходы признаются, ежели они документально доказаны и экономически обусловлены (ст. 252 НК РФ). Не для кого не секрет то, что при всем этом подтверждающими являются документы, оформленные в согласовании с законодательством РФ.

Требования к первичке

Требования к первичным документам содержатся в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (дальше — Закон № 402-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 9 этого закона управлению компании разрешается без помощи других наконец-то утверждать любые формы, как люди привыкли выражаться, первичных документов с соблюдением 1-го условия — документы должны содержать неотклонимые реквизиты:

Напомним, что до вступления в силу Закона № 402-ФЗ компании должны были употреблять унифицированные формы первичных документов, находящиеся в соответственных альбомах. И действительно, в их содержалась и форма путевого листа. Но на данный момент, видите ли, законодательство о бухгалтерском учете не содержит такового твердого требования.

Таковым образом, исходя из норм законодательства, издержки на ГСМ, израсходованные в производственных целях, можно так сказать подтвердить документом, форму которого компания разработала  и утвердила без помощи других. Как бы это было не странно, но из таковой первички обязано верно выслеживаться, когда была совершена поездка в служебных целях, также содержаться данные о пробеге кара и о объеме затраченного горючего.

Какая форма подойдет?

Как мы уже произнесли, разработка форм первичной документации на данный момент отдана на откуп компаниям. Необходимо отметить то, что в то же время, как объясняют спецы Минфина Рф, неотклонимыми к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в согласовании и на основании остальных федеральных законов (информация Минфина Рф № ПЗ-10/2012, письмо Минфина Рф от 06.03.2013 № 03-03-06/1/6700).

Неотклонимые реквизиты, как заведено, путевого лис­та, также порядок его наполнения содержатся в приказе Минтранса Рф от 18.09.2008 № 152 (дальше — Приказ № 152). Так, согласно п. 3 названного документа в путевом листе обязана содержаться, как мы с вами постоянно говорим, последующая информация:

Обратите внимание: в Приказе № 152 сказано, что неотклонимые реквизиты и порядок наполнения путевых листов используют юридические лица и личные предприниматели, эксплуатирующие легковые авто, грузовые авто, автобусы, троллейбусы и трамваи. Другими словами, стало быть, выходит, что данная форма путевого листа распространяется на все организации, а не только лишь на те, которые занимаются только автоперевозками.

В то же время данный приказ был разработан во выполнение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав, как мы с вами постоянно говорим, авто транспорта и городского наземного электрического транспорта». Несомненно, стоит упомянуть то, что этот закон регулирует правоотношения в области предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой пассажиров, багажа и грузов. Несомненно, стоит упомянуть то, что таковым образом, строго говоря, Приказ № 152 предназначен для автотранс­портных компаний, осуществляющих названную деятельность.

В связи с неопределенностью внедрения данного документа возникает вопросец: могут ли организации (не автоперевозчики) не, стало быть, составлять, как большая часть из нас постоянно говорит, путевой лист либо составлять, но без утвержденных Приказом № 152 реквизитов?

Данный вопросец стал предметом рассмот­рения Верховного суда (Определение ВС РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529 по делу № А33-12312/2013). Мало кто знает то, что отметим, что спор появился не с, как люди привыкли выражаться, налоговой инспекцией, а с отделом ГИБДД. Но выводы, находящиеся в судебном решении, увлекательны и исходя из убеждений налогообложения.

Компания осуществляла эксплуатацию легковых и грузовых каров для перевозки служащих и грузов. В связи с тем что в данном случае сотрудники компании являются участниками, как большинство из нас привыкло говорить, дорожного движения, то, по мнению суда, организация должна соблюдать порядок наполнения путевых листов, в том числе наконец-то включать в их, как мы выражаемся, неотклонимые реквизиты.

Необходимо отметить то, что воплощение юридическими лицами и персональными бизнесменами перевозок для собственных нужд не исключает обязаннос­ти по соблюдению правил обеспечения сохранности перевозок авто транспортом. Таковым образом, Верховный трибунал распространил требования по составлению путевого листа, предусмотренные Приказом № 152, на всех юридических лиц, включая тех, которые не занимаются предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов.

Отметим, что налоговики, так же как сотрудники ГИБДД, убеждены в том, что наличие путевого листа нужно. Как бы это было не странно, но налоговые органы на местах лицезреют в путевом листе единственный документ, который может подтвердить расходы на приобретение ГСМ. Не для кого не секрет то, что ежели же таковой документ отсутствует, то расходы на покупку топ­лива налоговые органы исключают из налоговой базы при расчете налога на прибыль.

Но при рассмотрении налоговых споров суды занимают позицию налогоплательщиков (постановление ФАС Столичного округа от 25.10.2012 № А40-13623/12-75-66 (Определением ВАС РФ от 21.02.2013 № ВАС-1181/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

В нем арбитры отметили последующее. Надо сказать то, что организация не осуществляла перевозку пассажиров на основании контракта перевозки пассажиров либо контракта фрахтования, как большинство из нас привыкло говорить, транспортного средства для перевозки пассажиров. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в связи с сиим довод налогового органа о том, что с изданием Приказа № 152 для компании стало непременно внедрение, как мы привыкли говорить, путевого листа, является ошибочным. Отметим, что подобные выводы содержатся в постановлении все такого же, как заведено выражаться, Столичного округа от 19.12.2008 № КА-А40/11889-08.

На наш взор, чтоб избежать проб­лем с признанием расходов на ГСМ для целей налогообложения прибыли, организации все таки лучше иметь на руках путевой лист. Ведь содержащаяся в их информация поможет, в конце концов, подтвердить обос­нованность сделанных расходов на приобретение ГСМ. Очень хочется подчеркнуть то, что при всем этом советуем в форму путевого листа включить и неотклонимые реквизиты, предусмот­ренные Приказом № 152. Всем известно о том, что конкретно таковой точки зрения, наконец, держится и Минфин Рф. В собственных разъяснениях контролирующие органы указывают, что для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение ГСМ может подтвердить без помощи других разработанный компанией путевой лист, содержащий, как большинство из нас привыкло говорить, неотклонимые реквизиты, предусмот­ренные Приказом № 152. Таковая позиция высказана в письме Минфина Рф от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161.

Камешки преткновения

К огорчению, даже наличие у компании путевых листов, оформленных по правилам Приказа № 152, не может отдать стопроцентную гарантию того, что споров с налоговыми органами о правомернос­ти признания расходов на ГСМ не возникнет. Дело в том, что налоговые органы, преследуя фискальные интересы, находят изъяны в оформлении, как мы выражаемся, путевых листов и уже на этом основании снимают расходы. Все давно знают то, что приведем два примера.

Нет маршрута — скажи расходам «до свидания»

Ни Закон № 402-ФЗ, ни Приказ № 152 не включают в состав неотклонимых реквизитов, как всем известно, путевого листа информацию о маршруте транспортного средства. Мало кто знает то, что но налоговики наконец-то считают, что отсутствие в путевом листе данных о пройденном маршруте является достаточным основанием для признания понесенных расходов на приобретение ГСМ необос­нованными.

Совершенно не так давно этот вопросец рассмат­ривался в суде (постановление АС, как заведено, Поволжского округа от 24.04.2015 № А55-20840/2014). Обратите внимание на то, что поведаем сущность дела.

Компании принадлежит кар «Лексус», на котором ездит генеральный директор. Ему выписывались путевые листы, но маршрут следования там не, наконец, указывался. Обратите внимание на то, что заместо этого генеральный директор составлял отчеты о собственных поездках.

Налоговики посчитали, что, как многие думают, путевые лис­ты без указания маршрута следования так сказать указывают на то, что кар не употреблялся в, как многие думают, производственной дея­тельности организации. Отчеты генерального директора налоговики не стали даже разглядывать. Возможно и то, что зато их разглядели в суде. Арбитры указали последующее.

Согласно уже упомянутому нами письму Минфина Рф от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 путевой лист, содержащий неотклонимые реквизиты, перечисленные в Приказе № 152, является одним из документов, подтверждающих расходы на ГСМ. Следовательно, для признания спорных расходов довольно, как мы привыкли говорить, того, что в путевом листе указаны только наименование документа, его номер и срок деяния, сведения о собственнике либо обладателе транспортного средства, водителе и самом транспортном средстве. Что касается маршрута следования транспортного средства, то его могут подтвердить другие первичные документы. Необходимо подчеркнуть то, что в данном случае заявителем были представлены отчеты генерального директора.

Отсутствие в путевых листах инфы о маршрутах следования не дает оснований считать, что практически организация употребляла кар не для служебных целей, потому что эта информация посреди неотклонимых реквизитов путевого листа в Приказе № 152 не упоминается.

С подобными требованиями проверяющих столкнулась компания, чье дело рассмотрено в постановлении ФАС, как все говорят, Восточно-Сибирского округа от 01.02.2011 № А33-13602/2008. Налоговики также посчитали, что отсутствие в путевом листе инфы о определенном месте следования кара с указанием наименования организации и ее адреса не поз­воляют судить о факте использования кара в служебных целях, в связи с чем такие путевые листы не, наконец, могут являться доказательством расходов на приобретение ГСМ.

В процессе судебного разбирательства суды установили, что выставленные организацией путевые листы содержат все неотклонимые реквизиты, также информацию, подтверждающую факт расходования ГСМ. Как бы это было не странно, но арбитры указали, что такое составление путевого листа дозволяет наконец-то организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ не препятствует осуществлению налогового контроля за производственным нравом использования кара.

Суды пришли к выводу, что в работающем законодательстве отсутствуют нормативные определения понятий «место отправления» и «мес­то назначения». Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неискоренимые сомнения,
противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Возможно и то, что потому, руководствуясь названной нормой Кодекса, арбитры отклонили довод налоговой инспекции о документальном неподтверждении расходов по приобретению ГСМ, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Срок деяния путевого листа

Согласно п. 10 Порядка наполнения путевых листов, утвержденного Приказом № 152, данный документ оформляется либо на один день, либо на срок, не превосходящий, как заведено выражаться, 1-го месяца. Само-собой разумеется, видите ли, установление определенного срока деяния путевого листа дано на откуп организациям.

Спецы денежного ведомства не один раз подтверждали, что организация имеет право выписывать, как большая часть из нас постоянно говорит, путевые листы на некоторое количество дней, недельку либо хоть какой иной срок, не превосходящий 1-го месяца (см., к примеру, письмо Минфина Рф 30.11.2012 № 03-03-07/51). Надо сказать то, что наиболее того, есть объяснения финансис­тов, в каких они не против путевых листов, составленных на квартал.

Так, в письме Минфина Рф от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77 сказано, что ежели еженедельное (каждомесячное, ежеквартальное) составление, как заведено выражаться, путевого листа дозволяет как бы организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то путевой лист, составленный с таковой периодичностью с приложением к нему, как всем известно, кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать расходы налогоплательщика на приобретение ГСМ. При всем этом ведомство показывает, что первичные документы должны как бы составляться таковым образом и с таковой регулярностью, чтоб на их основании может быть было судить о обоснованнос­ти произведенного расхода (письмо Минфина Рф от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327).

Но анализ арбитражный практики указывает, что, как мы привыкли говорить, налоговые органы не постоянно соглашаются с вышеприведенной позицией Минфина Рф. Примером может служить постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282. В данном деле налоговиков кроме остального не устроил тот факт, что компания составляла путевые листы раз в один (два) месяца. Все знают то, что суды, принимая сторону налогоплательщика, практически процитировали позицию денежного ведомства и отметили, что первичные документы должны составляться таковым образом и с таковой регулярностью, чтоб на их основании может быть было судить о обоснованнос­ти произведенного расхода.

К аналогичным выводам арбитры приходили и ранее (постановления ФАС Уральского округа от 09.12.2008 № А60-5889/08, Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29, Поволжского округа от 24.10.2006 № А12-8443/06-С61).

Путевой лист и личная собственность

Согласно ст. 188 Трудового кодекса при использовании работником с согласия либо ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается соответственная компенсация, также возмещаются расходы, связанные с внедрением этого имущества. Возможно и то, что таковым образом, работник может для служебных поездок применять свой кар, а компания будет восполнить ему расходы.

В письме от 27.06.2013 № 03-04-05/24421 спецы как бы денежного ведомства указали, что для целей налогообложения прибыли размер возмещения расходов должен подтверждаться:

Таковым образом, чиновники считают, что без путевого листа сумма приобретенной работником компенсации за внедрение личного транспорта подлежит обложению НДФЛ, а сама сумма компенсации не учитывается в налоговых расходах (см., к примеру, письмо Минфина Рф от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406).

Что касается судебной практики по данному вопросцу, то она разнопланова. Так, некие арбитры соглашаются с налоговыми органами и признают правомерным исключение из состава расходов сумм компенсаций, выплачиваемых работникам за внедрение личных транспортных средств в служебных целях, ежели компания не оформляла путевые листы. При всем этом арбитры указывают, что для целей налогообложения прибыли расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам либо иным документам на основании путевых листов, подтверждающих
обоснованность пробега. Все давно знают то, что таковой вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.02.2006 № А66-7112/2005.

В то же время в судебной практике есть решения и в пользу налогоплательщиков. В постановлениях ФАС Центрального округа от 10.04.2006 № А48-6436/05-8 и от 25.05.2009 № А62-5333/2008 арбитры встали на сторону компаний. Необходимо отметить то, что в этих решениях суды признали правомерным учет расходов на рассматриваемые компенсации даже в этом случае, когда организация не оформляла путевые листы. Обратите внимание на то, что аргумент: выписывать путевой лист работнику, использующему личный автотранспорт в служебных целях не являющемуся водителем, компания не должна.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий



Список сравнения пуст
Список пуст
Почта   Подпишись на       нашу рассылку!
Информация


Введите капчу


Все бренды:

Best Buhshop


Гарантия качества
Календарь бухгалтера